Этнографический театр моды и Этномузей народного костюма

Руководитель этнографического театра моды и этномузея КЭУК- старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков, член ассоциации деловых женщин Казахстана, призер Первой национальной ярмарки идей и товаров «Қанатты әйел», номинант республиканского конкурса «Настоящая женщина»

Иманбаева Балдырган Дартаевна

Функционирование этномузея и этнотеатра КЭУК нужно рассматривать как реальное воплощение Государственной программы «Культурное наследие», которое потребовало создание необходимых условий для формирования и развития личности студента на основе национальной культуры как части общечеловеческой.

Цель: вовлечение и приобщение студентов к национальной культуре, обычаям и традициям народа посредством казахского народного костюма.

Задачи:

  1. Изучение истории национальной одежды, пропаганда народного костюма, этнокультурное воспитание студенческой молодежи.

  2. Культурно-просветительская работа среди студенчества, молодежи и подрастающего поколения.

Девиз: Алты жыл аш болсаңда, атаңның салтын ұмытпа.

Кредо: Изучать историю народного костюма, познать его, «пропустить» через себя, переосмыслить и поделиться приобретенным со всем миром.

   

Эпохальные события:

2005 - презентация этнотеатра на празднике Наурыз-2005, участие в праздновании 40-летия КЭУК с программами «Костюм невесты-казашки XIX века», «Жизненный путь женщины, отраженный в костюме»;

2006 - сюжет об этнотеатре и этномузее в программе «Хабар»; участие этнотеатра в праздновании 70-летия г. Караганды;

2007 - Участие в VIII Международном конкурсе высокой моды национального костюма «ЭТНО-ЭРАТО» (Россия, Москва). 3 место в номинации «Лучший восточный костюм»; апробация опыта работы этномузея КЭУК в Международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» (Россия, Санкт-Петербург); начало сотрудничество с Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург) в плане организации работы в музее, знакомства и обучении музейного дела, научных исследований казахского народного костюма как исторического памятника;

2008 – статья о коллективе этнотеатра и этномузея в республиканской газете «Караван»; показ новых программ «Преемственность поколений», «Караван истории» в корпоративных праздниках университета «Новогодний бал», «Наурыз-2008».

 

Перед выступлением

Этнотеатр и Этномузей стал базой инновационной деятельности вуза в плане подготовки будущих специалистов, ориентированных на национальную культуру.Музей КЭУКстал не только местомвосстановления, сохранения и изучения истории казахского народного костюма, но и превратился в культурно-образовательный, информационный и досуговый центр. В этномузее проведено свыше 100 экскурсий для гостей, студентов колледжа и университета. В 2007-2008 учебном году стал местом проведения занятий преподавателями кафедры казахского языка и культуры (Тельмагамбетова Ш.С., Билял Б.К., Баирбекова А.Е.), кафедры иностранных и русского языков (Иманбаева Б.Д., Бейсембек А.С.).

Студенты и преподаватели КЭУК в этномузее

Создавая этнографический музей народного костюма Карагандинского экономического университета, мы придерживались точки зрения директора Европейского музейного форума К. Хадсона, что главной целью музеев является обеспечение удовлетворенности посетителей: «Хороший музей - тот, из которого вы выходите, чувствуя себя лучше, чем когда вы в него вошли».

Часто музей сравнивают со школой, и это объясняется его ориентацией на педагогические функции. Но школа эта необычная. Пришедший в музей не только получает знания, но и учится быть личностью. Окончить эту школу невозможно, ведь человек, посещая музейные залы, открывает для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества, и постигать его можно всю жизнь.

Экспонаты этномузея

При этномузее КЭУК создан кружок «Предметный мир прошлого», значимыми аспектами которого являются:

  1. Развитие речи.
  2. Эстетическое направление (развитие художественного восприятия и творческих начал).
  3. Историко-художественное направление (изучение истории искусства).
  4. Социально-ориентированное направление (искусство как средство социальной адаптации)

Цели кружка «Предметный мир прошлого»:

  • развить устойчивый и углубленный интерес к общению с народным прикладным искусством;
  • выработать умение определять культурно-исторический контекст возникновения и бытования произведений народного прикладного искусства;
  • содействовать оптимальному развитию личностных способностей реализации индивидуальности студента, формированию творческого отношения к действительности.

Участие в кружке «Предметный мир прошлого» дает студентам возможность приобрести следующие навыки и умения:

  • развитого визуального мышления;
  • изложения самостоятельных суждений;
  • осмысления эстетических, художественных достижений в материальных и духовных ценностях народа;
  • творчески активного отношения к окружающему миру.

Члены кружка являются активными субъектами воспитательной работы: они ведут экскурсионную работу при показе музейных экспонатов, изученных ими на заседаниях кружка.

Рассказ экскурсовода о суламе женщин юга Казахстана Экскурсовод знакомит посетителей с шашак к саукеле