Визит профессора Антропова М.С.

ВИЗИТ ПРОФЕССОРА АНТРОПОВА М.С.

От 23 апреля согласно приказу № 180 «О приглашении зарубежных ученых в вузы республики» с мая месяца стены нашего университета встречают  профессоров  Ближнего и Дальнего Зарубежья!

В период с 31 августа по 18 сентября наш университет посетил почетный профессор Антропов Михаил Сергеевич доцент кафедры "Экономика инноваций" МГУ им. М.В. Ломоносова с курсом  «Системный анализ и выработка решений по управлению изменениями», а также корреспондент из Казахстанской правды взял интервью у гостя...

Станция «Лекционная»

Управлять будущим.

Второй год подряд Карагандинский экономический универистет получает средства из государственного бюджета для приглашения зарубежных профессоров. В эти дни университет встречает своего почетного профессора, профессора МГУ им. М.В.Ломоносова, к.т.н., MBA Михаила Сергеевича Антропова.

Курс Михаила Сергеевича называется «Системный анализ и выработка решений по управлению изменениями». По словам профессора, это комплексный курс, он посвящен проблемам исследований сложных ситуаций, и выбору метода их разрешения. Курс  был создан год назад по итогам стажировки М.С.Антропова в Массачусетском технологическом институте (США) и, по мнению студентов российских вузов, является одним из лучших среди подобных курсов.

- В отличие от традиционных курсов, здесь дается реальный и конкретный контекст, - рассказывает Михаил Сергеевич. - Это не теоретическое исследование всех возможных подходов к выработке решений. Мы исследуем бизнес-ситуации и пытаемся изменить их к лучшему.

Второй момент – в этом курсе мы уделяем серьезное внимание целеполаганию, управлению будущим. У каждого человека есть механизм управления будущим. Каждый человек имеет желания, но люди по-разному формируют цели. Существует два способа работы с будущим. Обычный способ - животный - связан с адаптацией к окружающему миру, так как животные живут в предложенных обстоятельствах. У людей тоже есть этот механизм. Но мы, помимо этого, должны ставить цели и двигаться вперед. Люди имеют возможность совершать целеустремленные активные действия. Этого механизма у животных нет, потому что они не отражают себя в окружающем мире и не ставят осознанные цели.

Чтобы разобраться во всем этом, на своих лекциях Михаил Сергеевич очень серьезно затрагивает когнитивную психологию. Каким образом формируется целеполагание, как оно осуществляется у разных людей, как ставятся цели? Это предварительные этапы системного анализа.

- Конечно, мы изучаем различные методологии системного анализа, системную динамику, гибкую системную методологию Питера Бернарда Чекланда, - говорит М.Антропов. – П.Б.Чекланд - это английский ученый. Он создал методологию, устанавливающую принципы использования способов вмешательства в плохо структурированные проблемные ситуации, в которых сохранение отношений является столь же важным, как достижение цели, а нахождение ответов на вопросы о том «что требуется» оказывается таким же необходимым, как и определение того, «как это следует делать». Успех его методологии привел к революции в системном мышлении, которое стало доступным для менеджеров-практиков. Мы изучаем методы креативного решения проблем. Это нужно не только студентам и магистрам, это нужно всем управленцам. Потому что методы целеполагания, системного исследования ситуации, диагностики проблем, методы выработки наилучшего способа решения проблем – это один из самых универсальных курсов, который читается обычно в самом начале подготовки. Слушатели курса должны быть вооружены пониманием того, как надо строить свою учебу, как анализировать сложные ситуации, как принимать решения.

Кстати, это не первый курс лекций, который читает Михаил Сергеевич. Благодаря правительственным грантам, которые выделяются в нашей стране вузам, мы имеем возможность плотно сотрудничать с ведущими учеными разных стран. М.Антропов считает, что Казахстан в этом смысле лидер, наша страна тратит около 5 процентов внутреннего национального дохода на образование.

- Это колоссальные цифры, - говорит Михаил Сергеевич. – В России эти цифры намного меньше, если брать пропорционально. Поэтому обучение специалистов, развитие их компетенций с помощью такой модели глобального обучения, когда студенты учатся за границей, а еще вуз приглашает иностранных ученых к себе – это настоящее достижение. Это действительно очень важно для страны, которая идет по пути инновационного развития. Важно, что страна не пытается сформировать аграрную экономику, а именно движется к новой экономике, занимая уникальное географическое положение некоего центра между крупнейшими экономическими центрами Западной Европы, Китая, Индии и проводя очень разумную политику. И обучение здесь очень важно.

Михаил Сергеевич поделился с нами, что в разных странах, например, в Казахстане, в России или в Америке – разные студенты. Но для него всегда очень важны те, кто ответственно готовится к занятиям, уже сейчас чувствует себя специалистом и мотивирован на учебу. Многие магистранты совмещают учебу с работой, это очень сложно. Но стараются всегда быть готовыми к занятиям, пишут очень качественные проверочные работы. Между Михаилом Сергеевичем и студентами КЭУ завязалась активная переписка, слушатели часто просят выслать, кейс–стади, также просят выслать информацию и по другим прочитанным курсам.

- С КЭУ я сотрудничаю уже 5 лет, - продолжает свой рассказ Михаил Сергеевич. - Считаю его одним из ведущих казахстанских вузов. Этот университет на самом деле инновационный. И, между прочим, международное сотрудничество – это один из мировых критериев, по которым судят о продвинутых вузах. И по развитию международных связей КЭУ, я считаю, один из лучших университетов в Казахстане. Стало системой, что здесь читают лекции иностранные профессора, что студенты постоянно выезжают учиться за рубеж. Здесь оперативно реагируют на изменения, здесь очень быстро создаются и развиваются качественные проекты.

Михаил Сергеевич – один из тех людей, с которых можно брать пример. У него 3 высших образования. Он закончил инженерно-космическую академию им. Можайского в Санкт-Петербурге, потом МГУ по специальности «Прикладная математика». А третье образование в области менеджмента получил в Англии. У него несколько ученых званий – кандидата технических наук, мастера делового администрирования и магистра международных финансов. Он стажировался в Америке, учился в Гарвардской школе бизнеса, а также в Стенфорде и в других центрах мирового образования. Сейчас он работает в нескольких московских вузах и параллельно в США. Как может обыкновенный человек столько успевать? Наверняка одним тайм-менеджментом здесь не обойдешься.

- Я думаю, что профессор Преображенский из романа М.Булгакова «Собачье сердце» был совершенно прав, когда говорил, что успевает тот, кто не торопится, - считает М.С.Антропов. - Нужно успевать делать главные вещи, и здесь очень важна мотивация. Любые трудности можно преодолеть, если ты занимаешься любимым делом, и делаешь это с отдачей. Это хороший перфекционизм, то есть способность во все вкладывать душу. Тогда ты получаешь результаты, и сам себя уважаешь за них, получаешь удовлетворение. Мы испытываем удовольствие, преодолевая трудности. А дальше начинается самоподдерживающийся процесс. У тебя начитают получаться главные вещи, ты достигаешь серьезных результатов, они мотивируют тебя на новое обучение. Поэтому высокая самомотивация – это ключевой вопрос. Конечно, методы тайм-менеджмента нужно знать, но они мертвы, если у человека нет желания.

Один из слушателей курса, магистрант КЭУ Батыржан Садык говорит, что лекции очень насыщены информацией и довольно сложны:

- Я посещаю лекции М.С.Антропова уже второй раз. В прошлом году он читал у нас курс о методах обучения в программах МБА. Михаил Сергеевич всегда представляет очень большую базу информации, исследования практиков, теоретиков, а также примеры из жизни, как можно использовать те или иные методологии системного анализа и внедрения изменений. Чтобы понять курс, приходится много читать, заниматься дополнительно в библиотеке. То есть Михаил Сергеевич не разжевывает знания, а оставляет пространство для дополнительной работы. Я думаю, что не стоит бояться сложностей.


Электронный университет
3D тур КЭУ
Антиплагиат
Темпус
Erasmus